Упражнения для рук незрячего ребенка

Упражнения для рук незрячего ребенка

Вместе с тем, как показывает практика, часто родители незрячего ребенка, уделяя много внимания его интеллектуальному развитию, не заботятся о развитии его осязания. Многие взрослые, жалея малыша, не дают проявить ему самостоятельность в быту — кормят его, одевают, обувают. А ведь социально-бытовые навыки — хорошая основа для развития мелкой моторики. Действительно, застегивая пуговицы, застежку-«молнию», зашнуровывая ботинки, завязывая бантики дети учатся совершать точные координированные движения. Все эти навыки очень пригодятся им при обучении в школе, ведь чтение и письмо по Брайлю (рельефно-точечным шрифтом) предполагает высокий уровень развития осязания и мелкой моторики.

Необходимо отметить, что слабовидящие дети, как ни покажется это странным для некоторых родителей, нуждаются в развитии этих навыков в большей степени, чем слепые. В повседневной жизни такие малыши привыкли пользоваться своим зрением для познания окружающего, а оно у них дефектное, поэтому дети получают ограниченную, а иногда и искаженную информацию об окружающем. Поэтому таких детей надо учить рациональному использованию остаточного зрения и осязания.

Таким образом, осязание и мелкая моторика

· помогают ребенку с нарушением зрения исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его предметы, позволяя тем самым лучше познать мир, в котором он живет;

· навыки тонкой моторики позволяют ребенку обслуживать себя;

· позволяют ребенку на равных со зрячими участвовать в играх;

· способствуют повышению самооценки ребенка, т.к. дают возможность приобрести социальный опыт.

Ниже мы приводим игры на развитие осязания и мелкой моторики.

1. Формирование представлений о строении и возможностях рук.

Цель: Познакомить с расположением, названием и назначением пальцев

Источник

Развитие осязательного восприятия и мелкой моторики у слепых дошкольников (из опыта работы)

Аниса Галина
Развитие осязательного восприятия и мелкой моторики у слепых дошкольников (из опыта работы)

Методическая разработка

(из опыта работы)

тифлопедагога Галиной А. С.

Тема: «Развитие осязательного восприятия и мелкой моторики

у слепых дошкольников через формирование графических

умений и навыков»

Потеря зрения как мощного дистантного анализатора частично восполняется у слепыхдетей взаимной деятельностью сохранных органов чувств: осязания, слуха, обоняния. Решающую роль в познании окружающих предметов слепыми детьми играет осязание. Оно является одним из основных видов чувственного отражения человеком объективной действительности. По своему познавательному значению осязание находится в одном ряду со зрением. Сеченов назвал осязание «чувством параллельным зрению». Являясь контактным анализатором, осязание позволяет слепому непосредственно воспринимать окружающие его предметы, вследствие чего происходит формирование предметно-пространственных представлений.

Овладение приемами осязательного обследования предметов является необходимой предпосылкой формирования у слепых детей обобщенного образа предмета.

Слепые дети не могут спонтанно по подражанию окружающим овладеть различными предметно-практическими действиями, как это происходит у нормально видящих детей. Вследствие этого мышцы рук у многих тотально слепых детей оказываются вялыми и слишком напряженными, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на игровой и учебно-познавательной деятельности.

На специальных коррекционных занятиях по тифлографике проводится целенаправленная работа по развитию осязательной чувствительности и мелкой моторики рук. В эти занятия включаются различные виды деятельности, которые дети могли бы сознательно и с интересом выполнять.

К таким видам относятся обследование знакомых и незнакомых предметов, изготовление аппликаций, лепка, разнообразные дидактические игры, чтение рельефных рисунков, подготовка руки к письму по системе Брайля.

Эффективным средством формирования моторики и осязания являются различные упражнения на классификацию различных предметов, геометрических фигур, сортировка бусинок, камушков и т. д., работа с мозайкой, конструктором.

В начале каждого занятия проводится несколько упражнений, способствующих снятию моторной напряженности мышц рук и развивающих гибкость и подвижность пальцев.

Обучение слепых дошкольников тифлографике – одна из важных задач, стоящих перед тифлопедагогом в подготовке ребенка к школе. Овладение тифлографикой способствует развитию мелкой моторики и сохранных анализаторов, прежде всего осязательно-двигательного.

Методика по обучению восприятия и воспроизведения рельефных рисунков слепымидетьми включает следующие разделы:

— ориентировка на плоскости листа;

-типы линий и их пространственное расположение;

-изображение плоских предметов, сходных с натуральными предметами и легко получаемых рельефной обводкой.

На занятиях по чтению рельефных рисунков учу детей находить на рисунке части, соответствующие частям предмета, выделять форму предмета и их контур. Дети должны обводить очертания предмета, оконтуривать объекты пластилиновыми «колбасиками». Для того, чтобы дети быстрее освоили восприятие рельефных изображений, использую следующий прием. Ребенок получает несколько геометрических фигур и их рельефное изображение, которые он должен разложить и полностью совместить. Затем задания постепенно усложняются. Предлагаются более сложные формы,например:

— игрушечные – нож, вилка, ложка, тарелка;

-картонные фигурки – самолет, машина, дом и т. д.

Важно, чтобы предметы и их изображения точно соответствовали друг другу.

Затем на следующем этапе начинаю обучать детей самостоятельному выполнению рельефных изображений. Начинаю обучение с соединения опорных точек линиями. На картонном планшете ставлю рельефные точки из пластилина, например, вершина треугольника. Ребенок соединяет эти точки линиями, чтобы получить фигуру треугольника. Соединять можно пластилиновыми «колбасиками», кусочками проволоки, счетными палочками и другими материалами. На первых этапах выкладывать линии в горизонтальном, вертикальном, наклонном положении, делать рамки, забор, дорожки, столбы и т. д.

На следующем этапе перехожу к составлению предметных изображений: дом, елка, дерево, посуда, овощи, фрукты и т. д.

Когда дети овладеют приемами рисования пластилином, перехожу к составлению узоров на листе картона.Например: составление орнамента из колечек и палочек, составления орнамента из геометрических фигур, знакомлю детей с узором в полоске. Орнаменты могут выполняться из пластилина, составляться из геометрических фигур на фланелеграфе, выкладывать из мозайки на магнитной доске.

Примерная тематика занятий:

«Подарим маме платок»

«Украсим варежку» и др.

Для выработки практических умений и навыков изготавливаю небольшие планшеты, обмазанные тонким слоем пластилина, и деревянные палочки с заостренным концом. Учу детей правильно держать деревянный стержень и проводить им от руки прямые линии в различных направлениях, обводить геометрические фигуры. После того, как дети научатся рисовать на пластилиновых планшетах, знакомлю с прибором для рисования «Школьник», знакомлю с элементами рисования на пленке прибора.

Следующим видом занятий по тифлографике является работа с контурным рисунком и пластилином – аппликационная лепка. Дети раскрашивают готовый рельефный рисунок, только вместо карандашей используют пластилин, которым заполняется изображение предмета до линии его рельефного контура. Пластилин намазывается равномерным слоем.

Примерная тематика рисунков: яблоко, огурец, морковь, мяч, грибок и т. д.

Следующим видом занятий по тифлографике является рисование грифелем. На этих занятиях учу детей создавать контур предметов путем обкалывания грифелем по контуру внутренний и внешний трафарет.Обучаю штриховке во внутреннем трафарете с использованием различной техники: слева-направо, сверху-вниз,по кругу: мяч, шар, яблоко, огурец, морковь и др.

На следующих занятиях усложняю задания – планирую рисование двухмерных предметов, состоящих из нескольких геометрических форм (с использованием шаблонов и трафаретов): снеговик, грибок, неваляшка, дом и др.

Большая роль в подготовке к обучению элементам рисования отводится чтению рельефных изображений, восприятию рельефного рисунка с помощью осязания. На этих занятиях обучаю детей правильно соотносить обследуемый рельефный рисунок с натуральным предметом, выделять контур, узнавать форму, величину и взаимосвязи предметов в пространстве.

Учу детей распознавать простейшие сюжетные рисунки. Для этого использую книгу О. И. Егоровой «Приключения сказочного человечка» с иллюстрированными рельефными рисунками.

Обучение тифлографике слепых дошкольников доказало, что цель реализации программы может быть достигнута, если к обучению приступить в сенситивный период. Этот возрастной период в развитии ребенка имеет важное компенсаторное значение, т. к. способствует преодолению отрицательных последствий нарушенных функций и нормализации развития детей, обогащает сенсорный опыт, формирует новые способы познавательной деятельности.

Игры для развития мелкой моторики рук (из опыта работы) «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский Не напрасно данное высказывание В. А. Сухомлинского употребляется практически.

Из опыта работы воспитателя «Развитие мелкой моторики рук у детей с ОВЗ» Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей. Для достижения гармонии с природой, самим.

Опыт работы по теме «Развитие мелкой моторики у старших дошкольников посредством занятия оригами» Опыт работы по теме: «Развитие мелкой моторики у старших дошкольников посредством занятия оригами» Воспитателя МДОУ детский сад №10 города.

Опыт работы «Развитие мелкой моторики как условие развития познавательно-речевой сферы дошкольников» Источники способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник.

План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у дошкольников посредством нетрадиционной техники рисования» План работы по самообразованию. «… Это правда! Ну чего же тут скрывать? Дети любят, очень любят рисовать. На бумаге, на асфальте, на стене.

По теме:  Как убрать целлюлит с рук упражнения

План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у дошкольников» Цель: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности. Совершенствование.

Развитие графических навыков письма и мелкой моторики у дошкольников (из опыта работы) В доме растет малыш… И родителей, конечно же, волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно.

Развитие мелкой моторики и сенсорного опыта детей с помощью натуральных камней-самоцветов Детство должно быть наполнено яркими эмоциями. Игры с натуральными камнями-самоцветами очень нравятся моим детям, увлекают и притягивают.

Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей — инвалидов. Доклад из опыта работы. В настоящее время 4,5 процента детей, проживающих в России, относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются.

Развитие мелкой моторики рук у детей с ОВЗ в художественно-творческой деятельности в ДОУ (из опыта работы) В детском саду одним из направлений работы с детьми с ОВЗ является художественно-продуктивная деятельность. В основном у данной категории.

Источник

Учебно-методический материал «Развитие осязания и мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения»
учебно-методический материал на тему

Документ, в котором раскрываются особенности развития моторики и осязания у слепых детей. Собрана картотека игр и игровых упражнений.

Скачать:

Вложение Размер
учебно-методический материал 96 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие осязания и мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения.

Игры на развитие осязания и мелкой моторики

Формирование представлений о строении и возможностях рук.

Выделение сенсорных эталонов осязательных признаков предметов

Развитие способности к различению структуры поверхностей

Развитие способности к восприятию температурных различий

Развитие способности к различению веса

Выделение сенсорных эталонов формы.

Формирование представлений о величине предметов

Формирование приемов использования осязания в процессе ориентировки в окружающих предметах

Дифференцирование различных признаков и свойств предмета

Ориентирование на микроплоскости с помощью осязания

Формирование представлений о человеке.

Развитие мелкой моторики

Мы рождаем детей, чтобы их любить, воспитывать и готовить к самостоятельной жизни. Все родители знают, какая это большая ответственность. Как много душевных сил, труда надо вложить в маленькое существо для того, чтобы он усвоил принятую в обществе систему ценностей, установок, приобрел необходимые знания и умения. Конечно, родители детей с нарушением зрения встречают намного больше проблем, чем родители зрячих детей. И один из главных вопросов, который мучает родителей, заключается в том, как и чем заниматься с детьми, чтобы они не отставали в развитии от своих зрячих сверстников.

Дошкольный возраст в жизни каждого ребенка — очень важный период для его дальнейшего развития. Ведь в это время развивается и формируется «фундамент» его личности. Особенно важен этот период для ребенка с нарушением зрения, так как в этом возрасте у него должны сформироваться механизмы адаптации, которые позволят ему приспособиться к беспрепятственному функционированию в окружающем его мире без зрительного контроля. Это очень трудная задача для маленького человечка, мы не можем рассчитывать на то, что ребенок сам, естественным образом, приспособится к преодолению трудностей, вытекающих из его инвалидности. Уже с первых месяцев и лет жизни он должен иметь постоянную и систематическую помощь со стороны родителей.

Как же мы можем помочь нашему ребенку?

Желая оказать эффективную помощь нашему малышу, мы должны знать, как протекает развитие ребенка с нарушением зрения, какие надо организовывать игры и упражнения с целью стимулирования его развития и как преодолевать появляющиеся трудности.

Одной из важных потребностей развития дошкольников со зрительными нарушениями является получение как можно большего количества информации из окружающего мира при помощи всех его сохранных органов чувств. Именно через остаточное зрение, слух, осязание, обоняние, вкус ребенок создает себе фундамент дальнейшего развития — физического и умственного.

Часто можно услышать мнение, что у ребенка с нарушением зрения уровень слуха, осязания, обоняния выше, чем у ребенка зрячего, что эти чувства у него развиваются автоматически, как бы сами по себе. К сожалению, это не так. Наоборот, без соответствующих игр и упражнений, организованных родителями, малыш со зрительными проблемами может иметь серьезные трудности в правильном использовании информации, поступающей к нему из окружающего мира посредством сохранных органов чувств. Поэтому с самого раннего детства мы должны тренировать органы чувств ребенка с нарушением зрения.

Дети дошкольного возраста играют в разные игры. Игровая деятельность многообразна, в процессе ее ребенок развивается психически и физически, идет процесс формирования его личности.

Для ребенка с нарушением зрения игра приобретает особое значение, поскольку помогает увереннее входить в мир реальных вещей и отношений. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный опыт. При этом происходит развитие всех его сохранных анализаторов, то есть создаются условия для осуществления сенсорного воспитания.

В этом пособии мы постараемся помочь родителям организовать коррекционную работу, направленную на развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения.

Почему такое большое значение уделяется развитию этих навыков, зачем нужно развивать осязание и мелкую моторику у детей со зрительной патологией? Потому что осязание выступает мощным средством компенсации нарушенного зрения, потому что именно осязание позволяет малышу, имеющему проблемы со зрением, познать признаки и свойства окружающего мира. Действительно, разве можно с помощью слуха или обоняния узнать длину или высоту предмета, структуру его поверхности? Учеными давно доказано, что осязание имеет тот же механизм, что и зрение. Ведь если зрячий человек рассматривает какой-то большой предмет, глаза его движутся по контуру этого предмета, точно так же руки незрячего движутся по контуру этого предмета при обследовании. И глаз, и рука способны отразить форму, величину, направление, удаление, телесность, покой и движение. Помимо перечисленных категорий глаз различает краски и тени. Рука чувствует плотность тела, его гладкость или шероховатость и степень нагретости. Рука, ощупывающая предметы, дает незрячему все, что дает нам глаз, за исключением окрашенности предметов и чувствования вдаль, за пределы длины руки. Их основное сходство – в двигательном поведении.

Вместе с тем, как показывает практика, часто родители незрячего ребенка, уделяя много внимания его интеллектуальному развитию, не заботятся о развитии его осязания. Многие взрослые, жалея малыша, не дают проявить ему самостоятельность в быту — кормят его, одевают, обувают. А ведь социально-бытовые навыки — хорошая основа для развития мелкой моторики. Действительно, застегивая пуговицы, застежку-«молнию», зашнуровывая ботинки, завязывая бантики дети учатся совершать точные координированные движения. Все эти навыки очень пригодятся им при обучении в школе, ведь чтение и письмо по Брайлю (рельефно-точечным шрифтом) предполагает высокий уровень развития осязания и мелкой моторики.

Необходимо отметить, что слабовидящие дети, как ни покажется это странным для некоторых родителей, нуждаются в развитии этих навыков в большей степени, чем слепые. В повседневной жизни такие малыши привыкли пользоваться своим зрением для познания окружающего, а оно у них дефектное, поэтому дети получают ограниченную, а иногда и искаженную информацию об окружающем. Поэтому таких детей надо учить рациональному использованию остаточного зрения и осязания.

Таким образом, осязание и мелкая моторика

· помогают ребенку с нарушением зрения исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его предметы, позволяя тем самым лучше познать мир, в котором он живет;

· навыки тонкой моторики позволяют ребенку обслуживать себя;

· позволяют ребенку на равных со зрячими участвовать в играх;

· способствуют повышению самооценки ребенка, т.к. дают возможность приобрести социальный опыт.

Игры на развитие осязания и мелкой моторики .

1. Формирование представлений о строении и возможностях рук.

Цель: Познакомить с расположением, названием и назначением пальцев

А). «Замок». Различные упражнения при положении кистей рук в «замке».

« Пальчики здороваются». Ладони сомкнуты, пальцы попарно постукивают друг о друга.

«Пианист» . Имитация игры на пианино.

« Ввернем лампочку». Кистью руки производятся движения, имитирующие ввертывание лампочки в патрон.

«Посчитаем пальчики». Пальцы по одному загибаются к ладони. Сначала упражнение выполняется одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе. Движения можно сопровождать проговариванием рифмовки, во время проговаривания первых пяти строчек дети сжимают пальцы в кулак и разжимают их:

На моей руке пять пальцев,

Пять хватальцев, пять держальцев,

Чтоб строгать и чтоб пилить,

Чтобы брать и чтоб дарить,

Чтобы их же сосчитать:

Раз, два, три, четыре, пять.

При проговаривании последней строчки дети поочередно загибают пальцы к ладони.

«Пальчики бегут наперегонки». Дети постукивают поочередно каждым пальцем по столу, двигая при этом кисти рук от нижнего края стола к верхнему, как бы имитируя бег наперегонки.

«Пальчики просыпаются». Кисти рук лежат на столе ладонями вниз. Пальцы по одному поочередно поднимаются вверх, остальные пальцы при этом прижаты к поверхности стола.

Б) Упражнения на самомассаж рук:

«Поглаживание». Правая рука массирует левую от кончиков пальцев к запястью. Затем так же левая рука массирует правую.

«Молоточек». Кисти сжаты в кулаки. Кулаком правой руки постучать по кулаку левой. Поменять руки. Функцию молоточка выполняет то правая рука, то левая.

«Пальчики играют в прятки». Кисти рук лежат на краю стола. При словах учителя: «Пальчики спрятались!» ученик ладонями проводит по ребру стола сверху вниз так, чтобы пальцы спрятались за крышкой стола. «Пальчики показались!» – ученик поднимает ладони, при этом массируется вся ладонная поверхность.

«Карандаш». Катание карандаша между ладонями.

Массаж проходит интереснее, если используется считалочка:

Раз, два, три, четыре, пять

(дети поочередно соединяют мизинцы, потом безымянные пальцы и т.д.)

Вышли пальцы погулять.

(хлопают в ладоши)

Этот пальчик самый сильный,

(массаж правого большого пальца)

Самый толстый и большой.

(Массаж левого большого пальца)

Этот пальчик для того,

(массаж правого указательного пальца)

Чтоб показывать его.

(массаж левого указательного пальца)

Этот пальчик самый длинный

(массаж правого среднего пальца)

И стоит он в середине.

(массаж левого среднего пальца)

Этот пальчик безымянный,

(массаж правого безымянного пальца)

Избалованный он самый.

(массаж левого безымянного пальца)

А мизинчик хоть и мал,

(массаж правого мизинца)

Очень ловок и удал.

(массаж левого мизинца).

«Как зовут пальчики?» Упражнение выполняется под рифмовку.

Дети сжимают руки в кулаки и разжимают их:

Пять пальцев на руке своей назвать по имени сумей.

Первый пальчик – боковой, называется большой,

(дети показывают большие пальцы обеих рук)

Палец второй – указчик старательный,

Не зря называется он указательный

(дети показывают указательные пальцы)

Пальчик твой третий – как раз посредине,

Поэтому «средний» даю ему имя.

(показывают средние пальцы)

Пальчик четвертый зовут безымянный,

Неповоротливый он и упрямый.

(показывают безымянные пальцы)

Совсем как в семье, братец меньший – любимец,

По счету он пятый, зовется мизинец.

2. Выделение сенсорных эталонов осязательных признаков предметов.

Цель: учить различать свойства поверхности предметов (гладкая – шершавая – колючая, мягкая – твердая, липкий — пластичный).

«Липкие материалы». Оборудование: съедобные материалы – тесто, мармелад, густое варенье, мусс, желе, шоколадная паста, мякоть банана; несъедобные материалы – глина, пластилин, замазка, мокрый песок, размокшая газета. Задания: 1. Обследовать предложенные материалы (съедобные попробовать на вкус). 2. Определить, какой из материалов самый липкий, какой пластичный. 3. Из пластичных материалов слепить колбаску, бублик и т.д..

«Юный кулинар». Оборудование: тесто (глина, пластилин), формочки для теста, пластиковый нож. Ход игры: учитель показывает, что можно сделать с тестом: крутить, мять, бросать, раскатывать, резать, отщипывать, вырезать с помощью формочек фигурки. Ребенок повторяет действия взрослого. Задания: 1. Вылепить из теста пирог (изделие прямоугольной формы), украсить его фигурками, вырезанными с помощью формочек. 2. Вылепить шарик, отщипнуть от него кусочек и т.д.

3. Развитие способности к различению структуры поверхностей

Цель: учить различать структуру поверхности предметов.

«Клавишная доска». Оборудование: Доска (24×12 см), разделенная на два квадрата. Один квадрат гладко отлакирован, другой обтянут шершавой бумагой. Доска (24х12 см), разделенная на 9 равных полос, попеременно отлакированных или обтянутых шершавой бумагой.

Ход игры: учитель берет первую доску. Он показывает, как пальцами одной руки с расслабленным запястьем медленно и легко проводят сначала по одной, потом по другой поверхности. Делает это несколько раз. Ребенок повторяет упражнение. Затем учитель берет вторую доску, снова легко касается поверхности, но теперь уже только указательным и средним пальцами, так как полоски очень узкие. Задание: 1. Прикоснись сначала ко всем шершавым, потом ко всем гладким поверхностям. 2. Обследуй по очереди каждую полоску и скажи, какая она на ощупь. 3. Найди в комнате что-нибудь шершавое. Найди что-нибудь гладкое.

Словарная работа: понятия «шершавый» – «гладкий». Учитель касается пальцами шершавой поверхности и говорит: «Шершавая».Затем он касается гладкой поверхности и говорит: «Гладкая». Он делает это несколько раз и побуждает повторить ребенка. (1- ступень). «Покажи мне шершавую, покажи мне гладкую!» (2-я ступень). Учитель спрашивает ребенка: «Какая на ощупь эта поверхность?» Ребенок отвечает: «Шершавая». «Какая на ощупь другая поверхность?» – «Гладкая»(3-я ступень).

«Волшебные дощечки» Оборудование: 2 комплекта дощечек, одинаковых попарно, с разной структурой поверхности – глянцевая, бархатная, наждачная, промокательная бумага, мех, поверхность, закапанная воском, оклеенная разломанными спичками, фольгой, куском веревки или толстого шнура и т.д.

Ход игры: Учитель кладет обе серии отдельно на стол. Он выбирает из одной серии дощечку, обследует ее осязательно, затем ищет путем осязательного обследования подходящую табличку в другой серии и кладет ее рядом. Так он поступает со всеми остальными табличками. Затем предлагает ребенку повторить упражнение.

Задание: 1. Обследуй поверхность каждой дощечки, постарайся запомнить, какие они на ощупь и в каком порядке лежат. 2. Возьми второй комплект дощечек. Постарайся разложить их в том же порядке. 3. Возьми одну дощечку, обследуй ее. Что тебе напоминает ее поверхность? 4. Разложи дощечки в таком порядке: гладкие – шершавые – колкие. 5. Рассмотри дощечки. Наверняка одни из них нравятся тебе больше, другие меньше, а какие-то могут быть даже неприятны. Разложи дощечки в таком порядке: от самой неприятной до самой приятной. Словарная работа: понятия «гладкий», «шершавый», «колкий».

«Ящик с кусочками тканей» . Оборудование: несколько кусочков ткани, одинаковых попарно, отличающихся друг от друга фактурой (шелк, шерсть, хлопок, драп, искусственное волокно и т.д.). Ход игры: Учитель берет кусочки тканей из ящика и кладет их на стол, попарно упорядочивая. Кладет перед ребенком две пары сильно отличающихся друг от друга тканей, берет поочередно кусочки в руку и обследует их. Предлагает ребенку поступить так же. Теперь учитель перемешивает кусочки, дает один из них в руки ребенку, ребенок должен его обследовать и выбрать такой же среди остальных кусочков. Постепенно вводятся другие пары. Задания: 1. Сложи попарно одинаковые кусочки тканей. 2. Найди кусочки гладкой (шершавой, жесткой, мягкой, толстой, тонкой) ткани. 3. Исследуй свойства тканей, из которых сшита твоя одежда (гладкая – шершавая, толстая – тонкая, мягкая – жесткая). Словарная работа: гладкая ткань – шершавая ткань, жесткая ткань – мягкая ткань, толстая ткань – тонкая ткань.

«Ателье». Оборудование: куклы, одетые в платья, сшитые из тканей разных фактур; кусочки тканей, из которых сшиты кукольные платья. Задание: подберите ткань кукле на платок так, чтобы ткань платья и платка были одинаковы.

«Туалетные принадлежности» . Оборудование: пена для бритья, зубная паста, гель для волос, туалетное мыло. Задания: 1. Нанеси пену для бритья на ладонь, разотри ее. Опусти руку в таз с мыльной водой. Какая пена гуще? 2. Сравни зубную пасту и гель для волос. Что гуще? 3. Выложи каждое вещество в тарелочку и расположи тарелочки в таком порядке: самый густой – густой – менее густой – жидкий. Словарная работа: густой – жидкий.

4. Развитие способности к восприятию температурных различий

Цель: учить различать температурные различия.

«Теплые кувшины». Оборудование: 8 одинаковых кувшинов или банок, горячая и холодная вода. Ход игры: Учитель наполняет кувшины водой разной температуры. Каждая пара кувшинов содержит воду одинаковой температуры. Вода должна быть не горячее 45 градусов Цельсия. Это упражнение можно проводить в течение короткого времени, так как вода быстро остывает. Учитель берет два кувшина с самым большим перепадом температур. Показывает, как обхватить кувшин рукой и дает его в руки ребенку. Точно так же он поступает с другим кувшином и предлагает ребенку сравнить их. Затем учитель констатирует различие температур кувшинов: холодный – горячий, чуть теплый — теплый. Задания: 1. Подбери пару каждому кувшину, ориентируясь на температуру содержащейся в них воды. 2. Выстрой кувшины в ряд от самого холодного к самому горячему. Словарная работа: горячий – холодный, теплый – чуть теплый.

«Воздух». Оборудование: веер, фен, воздушный шарик. Ход игры: Используя веер и фен варьировать скорость, направление и температуру воздушного потока. Струю воздуха направлять на лицо и другие части тела ребенка. Задания: 1. Определи, какая струя воздуха была теплой, какая горячей, какая холодной. 2. Надуй воздушный шарик. Спусти из него воздух. Горячая или холодная струя воздуха выходит из шарика? Словарная работа: горячий – теплый – холодный.

«Вода». Оборудование: брызгалка, емкость с водой, душ, шланг, лейка. Ход игры: учитель брызгает на лицо, ладонь и другие части тела ребенка, меняя количество разбрызгиваемой воды, силу струи, температуру воды. Задание: определи температуру воды (холодная – горячая – теплая – чуть теплая).

«Чудесный мешочек» (вариант). Оборудование: геометрические тела, выполненные из дерева и металла. Ход игры: учитель вынимает из мешочка пару одинаковых геометрических тел, одинаковых по форме, но изготовленных из разных материалов. Ученик обследует предметы и убеждается в том, что тела, выполненные из дерева теплее, чем те же предметы, но выполненные из металла. Задание: 1. Достань из мешочка все холодные (теплые) предметы. 2. Найди в комнате предметы, теплые (холодные) на ощупь.

5. Развитие способности к различению веса

Цель: развитие способности различать предметы по весу.

«Тяжелые таблички». Оборудование: 3 серии табличек размером 6 см х 6см. Каждая серия сделана из одного материала, отличного от материала двух других серий, поэтому они имеют различный вес. Ход игры: учитель показывает ребенку, как можно взвешивать таблички. Для этого надо вытянуть руку немного вперед, рукой нельзя касаться тела и стола. Положить одну из табличек на ненапряженные концы пальцев, а рукой и кистью легко подвигать вверх и вниз. Затем сделать это другой рукой. Таблички нужно очень осторожно класть на кончики пальцев, иначе ощущение тяжести теряется. Теперь ребенок берет в каждую руку по табличке. Он взвешивает их и сравнивает вес. Задания: 1. Сложи вместе все таблички одинаковой тяжести. 2. Разложи таблички от самой тяжелой к самой легкой. 3. На одну руку положи пару самых тяжелых табличек, а на другую – пару самых легких. Сравни свои ощущения. Словарная работа: тяжелый-тяжелее-самый тяжелый, легкий-легче-самый легкий.

6. Выделение сенсорных эталонов формы.

Цель: учить различать с помощью осязания геометрические фигуры и геометрические тела, находить эти формы в окружающих предметах.

«Чудесный мешочек». Оборудование: геометрические тела, плоские геометрические фигуры. Задания: 1. Найди все шары (кубики, конусы и т.д.) . 2. Найди все круги (квадраты, треугольники и т.д.). Словарная работа: шар, куб, конус, цилиндр, брусок.

« Геометрический комод». Оборудование: рамка с прорезями геометрической формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), фигуры вкладыши (вкладыши совпадают с прорезями по форме и размеру). Задание: вложить вкладыши в соответствующие прорези. Словарная работа: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.

«Составь из частей целое». Оборудование: геометрические фигуры, разрезанные на две части, шар и эллипсоид, разделенные на половины (из математического прибора Клушиной), кубики, параллелепипеды. Задания: 1. Составь из двух треугольников квадрат (из двух квадратов прямоугольник, из двух частей круг и т.д.) 2. Составь из двух частей шар (эллипсоид), из двух кубиков параллелепипед и т.д.

7. Формирование представлений о величине предметов.

Цель: учить различать величину предметов, учить осязательным приемам сравнения предметов.

«Не ошибись!». Оборудование: ленты разной длины. Задания: 1. Найди самую короткую (длинную) ленту путем наложения их друг на друга. 2. Разложи ленты в порядке убывания от самой длинной к самой короткой. 3. Измерь, сколько раз укладывается лента в длине и ширине стола. Словарная работа: длинный – короткий, длиннее – короче, самый длинный – самый короткий.

«Чудесный мешочек». Оборудование: геометрические тела и геометрические фигуры разных размеров. Задание: Найди самый маленький шарик (кубик и т.д.).

«Построй кукол на зарядку». Оборудование: куклы разных размеров. Задание: Построить кукол по росту от самой большой к самой маленькой. Словарная работа: большая – маленькая, больше – меньше, самая большая – самая маленькая.

8. Формирование приемов использования осязания в процессе ориентировки в окружающих предметах.

Цель: Учить определять поверхности окружающих предметов, находить разницу в деревянных, металлических, стеклянных, пластмассовых предметах, давать детям возможность упражняться в различении этих признаков в реальной обстановке.

«Угадайка». Задания: 1. Угадай, из какого материала сделан этот предмет. 2. Найди, где стена, где окно, а где батарея. 3. Угадай, какие вещи сделаны из дерева, а какие из металла (пластмассы, стекла). Словарная работа: стеклянный, деревянный, металлический, пластмассовый.

«Хозяюшка». Оборудование: кукольные вещи, выполненные из разных материалов. Задание: Разложи кукольные вещи. Что здесь сделано из меха, из шелка, из ситца?

9. Дифференцирование различных признаков и свойств предмета.

Цель: учить классифицировать предметы в группы по общим отличительным осязательным признакам; учить обследовать различные предметы (из дерева, металла, тканей, пластмассы, стекла и т.д.) с целью тренировки дифференцирования их величины, фактуры, температурных ощущений.

«Сортировщик -1». Оборудование: предметы, выполненные из разных материалов, с разной структурой поверхности. Задания: 1. Выбери все круглые (шершавые, колючие, холодные, мягкие и т.д.) предметы.

«Сортировщик–2» . Оборудование: бусинки, желуди, камешки, ракушки и т.д. Задания: 1. Найди все круглые предметы. 2. Выбери все металлические предметы. 3. Найди все мягкие предметы.

10. Ориентирование на микроплоскости с помощью осязания.

Цель: учить выделять стороны, углы, середину листа (стола); учить размещать предметы по образцу и словесному указанию.

«Художник». Оборудование: фланелеграф, плоские геометрические фигуры. Задания: 1. На фланелеграфе составь картинку по образцу. 2. Положи в левом верхнем углу фланелеграфа кружок, в правом нижнем углу квадрат, на квадрат сверху положи треугольник и т.д.

Не ошибись! ». Оборудование: игрушки, набор кубиков. Задания: 1. Расставь игрушки так, как я скажу. 2. Расскажи, где стоят игрушки. 3. Расставь игрушки так же, как на макете.

11. Формирование представлений о человеке.

Цель: учить обследовать человека, выделяя форму, строение тела, характерные признаки и особенности тела.

«На что похоже?» Задание: Обследуй куклу и скажи, на какую фигуру похожа голова (нос, ухо и т.д.)

«Угадай, кто это?» Задание: Попробуй узнать своих друзей (родных), дотрагиваясь до макушки их головы.

12. Развитие мелкой моторики

Цель: развивать мелкую моторику.

«Сухие материалы». Оборудование: разные виды круп (рис, пшено, горох) смешать на подносе. Задания: 1. Набрать в ладонь, высыпать сквозь пальцы, насыпать в подготовленную емкость. Закрепить цвет, форму, величину. 2 . «Золушка ». Перебрать крупу. 3. Используя крупу, нарисуй дорожку, домик, елочку, фигурку человека и т.д.

«Играем со спагетти» . Оборудование: отваренные спагетти, поднос, пластиковый нож. Ход игры: учитель показывает, что спагетти можно резать, рвать, жевать, выкладывать из них разные фигурки. Задания: 1. С помощью ножа раздели спагетти на две (три и т.д.) части. 2. Выложи дорожку, домик, елочку используя спагетти.

1. Приемы осязательного обследования

Обследование предмета или изображения проводится обеими руками (правая рука – поисковая, левая – контролирующая)

Обследование симметричных фигур или рисунков проводится обеими руками начиная от верхней средней точки.

При обследовании асимметричных предметов или изображений левая рука фиксирует начало обследования предмета, правая обследует весь предмет, выделяя его части

2. Алгоритм изучения предмета

Первичное ознакомление. Выдели общую форму, величину предмета.

Выдели основные части предмета.

Опиши структуру поверхности основных частей, их форму, величину.

Что это за предмет? Расскажи о его назначении.

3. Алгоритм изучения внешнего вида животных

Первичное ознакомление. Выдели общую форму, величину животного.

Выдели основные части его тела: голова, туловище, хвост, лапы, крылья.

Обследуй по плану: форма, величина, структура поверхности частей его тела.

Что это за животное? Составь рассказ о его внешних признаках. Где оно живет? Используется ли человеком?

4. Алгоритм изучения внешнего вида растений

Первичное ознакомление. Выдели общую форму, величину растения.

Найди значимую часть растения (у цветка – соцветие, у дерева – листья, у овощей и фруктов – ту часть, которую употребляют в пищу). К какому классу относится это растение?

Выдели части растения: корень (у травянистых), стебель, листья, ветки, цветок, плоды, семена.

Обследуй и опиши основные части растения: структуру их поверхности, форму, величину, температуру, толщину и количество стеблей, веток.

Что это за растение? Опиши его внешний вид. Где оно растет? Применяется ли человеком? Для чего?

1. Коррекционная работа с учащимися начальных классов школ для слепых детей // Под ред. Л. И. Солнцевой — М.: ВОС, 1990.

2. Монтессори-материал // Под ред. Е. Хилтунена — М.: «Мастер», 1992.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осязание выступает мощным средством компенсации нарушенного зрения, потому что именно осязание позволяет ребёнку с проблемным зрением познать признаки и свойства окружающего мира. Учёными давно доказа.

Целью непосредственно образовательной деятельности по развитию осязания и мелкой моторики является формирование и развитие умений и навыков ручной деятельности.Задачи:Укрепление кистей рук и пальцев;Р.

В данной консультациии для педагогов представлен материал по развитию осязания мелкой моторики у детей с нарушением зрения. Рассматриваются разные способы обследования предметов. Даются рекомендации п.

Данный материал предназначен для воспитателей коррекционных групп ( дети с нарушением зрения).

Консультация для воспитателей.

Для развития моторики большое значение имеет созревание нервно – мышечного аппарата, особенно важным для развития психики ребенка с нарушением зрения является овладение движениями рук, мыш.

Статья для родителей имеющих детей с нарушением зрения, раскрывающая значимость развития у них осязания и мелкой моторики.

Источник

Поделиться с друзьями
fitomaniya.ru
Adblock
detector